Рубрика: Новости музыки

Новости из мира музыки

Жанр гимна как хвалебного славословия

Жанр гимна как хвалебного славословия, эволюционируя, приобрел разные формы тембрового воплощения, например: Шнитке — четыре гимна (для камерного ансамбля), три гимна Корндорфа (для симфонического оркестра), Те Deum (для трех хоров, фортепиано, магнитной ленты и струнных) А. Пярта. Уже упоминавшееся сочинение Губайдулиной «Аллилуйя» (для хора, оркестра, солиста-дисканта и цветовых проекторов), есть по идее своей тоже гимническая, «хвалитная» композиция, в основе которой лежит Свет и свет.

Жанр Страстей

Жанр Страстей, в основе которых лежит каноническая событийность, но форма и средства выбираются нетрадиционные, — область интереса ряда современных авторов. Мы уже упоминали о жанровой стилистике кантаты «Русские страсти» А. Ларина — произведении сложной жанровой природы. «Мне близка мысль о «русском пути» как о слиянии народного и православного начал в самом высоком понимании этих слов».

Литургия св. Иоанна Златоуста

Литургия, оставаясь сугубо церковным «последованием», оказывает влияние на становление светских жанровых форм, в которых содержится та или иная ориентация на данную службу. Литургия св. Иоанна Златоуста (для смешанного хора) Николая Сидельникова является, по сути, литургическим концертом в двух частях. «Сочинение относится, — пишет Г. Григорьева, — к концертному типу жанра, гибко сочетающего традиционные устои и современные приемы».

Взаимосвязь модели и жанра

Таким образом, первичная модель и жанр тесно взаимосвязаны, но в отличие от традиции, каждое современное произведение оказывается в известной мере жанросозидающим, специфическим жанрообразованием, стилистически индивидуально разрешающим художественное задание.

Своеобразие нарративного жанра

По-видимому, каждый из композиторов нашего времени предлагает свое видение событий Откровения и дает, соответственно, свою богословскую, философскую и художественную интерпретацию. Показательны в этом отношении Апокалипсис Вл. Мартынова и Апокалипсис О. Янченко, — совершенно различные по средствам, подходу, реализации замысла. Имея общую онтологическую модель, композиторы формируют закономерности нового жанра, опирающегося на современное видение и слышание вечной проблемы.