Александр Сергеевич Даргомыжский

Александр Сергеевич Даргомыжский — современник Пушкина и Лермонтова, восторженный почитатель их творчества, друг Глинки и Варламова, старший коллега Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Кюи. Композитор, пианист, скрипач, учитель пения, сотрудник редакции журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Русского музыкального общества…Александр Сергеевич Даргомыжский — современник Пушкина и Лермонтова, восторженный почитатель их творчества, друг Глинки и Варламова, старший коллега Балакирева, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Кюи. Композитор, пианист, скрипач, учитель пения, сотрудник редакции журнала «Искра», председатель Петербургского отделения Русского музыкального общества… Но для нас он прежде всего композитор, один из основоположников классической русской музыки. Развивая заложенные Глинкой традиции отечественного искусства, Даргомыжский шел по пути углубления реалистического отражения действительности. Если операм Глинки русская музыка обязана развитием историко-героического, эпического, лирико-эпического жанров, то «Русалке» Даргомыжского — лирико-психологического и народно-бытового. Опера «Каменный гость», последнее сочинение, лебединая песня композитора, стала родоначальницей жанра русской камерной оперы, провозвестницей ариозно-декламационного стиля в отечественной музыке.

Автору опер, хоров, симфонических произведений, романсов, песен, фортепианных и других инструментальных сочинений Александру Даргомыжскому свойственна яркая демократическая направленность творчества. Он ввел в сферу профессиональной музыки народную крестьянскую и современную городскую песню, романс, жанры бытовой инструментальной музыки, цыганскую лирику. Обладая особым даром наблюдателя, способностью улавливать тончайшие оттенки того или иного чувства, душевного состояния людей, он находил соответствующее отражение этим нюансам в музыке.
Даргомыжский создал новый тип героя. Рассказывая в своих произведениях о маленьком незаметном человеке, повествуя о жизни мелкого чиновника, солдата, крестьянской девушки — людей, ранее не привлекавших интереса слушателей, он впервые поднял тему социального неравенства. Композитор широко пользовался сатирическими пародийными средствами, отыскивая в обыденной речи людей интереснейшую гамму музыкальных оттенков и разнообразных интонаций. Он руководствовался творческим девизом: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».
Как председатель Петербургского отделения Русского музыкального общества Даргомыжский прилагал немало усилий для пропаганды отечественного искусства, произведений Глинки и молодых талантливых композиторов, своих современников. Превосходный учитель пения, он способствовал становлению отечественной вокальной школы, воспитав плеяду незаурядных певцов.

Искусство Александра Сергеевича Даргомыжского стало крепким связующим звеном в цепи постоянно развивающейся отечественной музыки. От Глинки через Даргомыжского к композиторам «Могучей кучки» и Чайковскому уверенно формировалась русская музыкальная классика, определяя будущие пути развития и советской музыки. Многое в изучении творчества Даргомыжского еще предстоит сделать современному поколению исследователей-музыковедов, не меньшая часть работы выпадает и на долю советских музыкантов-исполнителей. Перед ними — необозримый богатый мир образов, созданных великим учителем музыкальной правды Александром Сергеевичем Даргомыжским.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *