Чесноков П. Г. (1877-1944)

Чесноков П. Г. (1877-1944) — «один из самых талантливых современных композиторов нового направления», —так М. Лисицын оценивал музыканта, сочинения и переложения которого получили теперь всемирную известность. П. Чесноков известен как крупными циклическими формами, среди которых песнопения Всенощного бдения (орр. 44, 21, 51), песнопения Литургии {орр. 15, 24, 42, 50), «Ко Пресвятой Владычице» (ор. 43), «Во дни брани» (ор. 45), так и множеством малых жанровых форм — изменяемых и неизменямых песнопений, — иногда объединенных в собрания (например: задос-тойники знаменного роспева — ор. 22, причастны — ор. 25). Стилистика произведений П. Чеснокова, созвучная «стилю времени», не утратила своего обаяния и в конце века: автор — в числе чтимых и широко исполняемых в храмах и на концертах. (Полное собрание сочинений П. Чеснокова в восьми томах публикуется в рамках серии Monuments of Russian Sacred Music.)Шведов К. Н. (1886-1954) — еще недостаточно изученный и оцененный у себя на родине, но незаурядный и образованный музыкант. Ученик и преподаватель Синодального училища, он является автором двух Литургий и ряда духовно-музыкальных переложений и сочинений, среди которых примечательны полифонически обработанные знаменные догматики (разных гласов). П. Чесноков переложил со смешанного на однородный хор ряд его произведений: «Милость мира», «Тебе поем», «Отче наш». Сочинения Шведова вошли также в современную лондонскую Литургию (1962): № 167 «Достойно есть», № 253 «Не имамы иные помощи» — молитва ко Пресвятой Богородице (причастен). (Избранные духовные произведения из двадцати восьми названий включены в американскую серию «Monuments of Russian Sacred Music».)
ЯичковД.М. (1871-1943) — композитор (окончил Санкт-петербургскую консерваторию) и педагог (учительствовал в разных городах) — является создателем большого церковно-певческого репертуара. В Каталоге А. Никольского (1909) значатся: Избранные песнопения всенощного бдения и литургии (две тетради); Духовно-музыкальные сочинения для смешанного хора (в двух тетрадях). Автора интересовала гармонизация древних роспевов; им создана «Школьная церковно-певческая хрестоматия. Натри однородные голоса», а также «Курс обучения церковному пению». Сейчас возрождается интерес к духовной музыке Яичкова: в его гармонизации изданы воскресные ирмосы восьми гласов (Ирмологий: М., 1983).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *