Смоленский С. В. (1849-1909) — композитор, музыковед

Смоленский С. В. (1849-1909) — композитор, музыковед, педагог и администратор — известен как знаток православного богослужебного пения. Его композиции, ориентированные на народно-русский стиль, включают песнопения Божественной литургии и всенощного бдения, молебного пения и панихиды и др. (1893), а также стихиры, ектений, древне-панихидное пение (1905) и Великий прокимен на Рождество Христово, Пасху и Троицын день (1909). Его литературные труды — серия изысканий, посвященных широкой проблематике церковного творчества, а именно: древнерусским певческим нотациям, церковно-певческой археологии, собранию древних рукописей и обзору исторических концертов Синодального училища, реставрации и комментариям к «Азбуке» старца А. Мезенца и др. Ценны всегда актуальные выступления Смоленского в печати — в РМГ, ХРД, как и его лекции по истории русского церковного пения. (Все это, как библиографическая редкость, ждет переиздания в компактном томе.)Черепнин Н. Н. (1873-1945), живший и работавший сначала в России, а затем за рубежом, оставил многожанровое музыкальное наследие, известную долю которого составляют мастерские духовно-музыкальные произведения. В русских каталогах богослужебного пения числятся: Литургия св. Иоанна Златоуста (ор. 32, 1907) и литургические песнопения (ор. 28), а также номера из всенощного бдения — все сочинения для больших профессиональных хоров. М. П. Рахманова указывает на Вечерню (сочиненную в 1918 г., а изданную затем в США как «Шесть духовных хоров»); она же впервые анализирует духовную ораторию «Хождение Богородицы по мукам» (сочиненную в 1934 году), считая это вокально-инструментальное сочинение «крупнейшим творческим достижением композитора и настоящим «новым словом» в руской духовной музыке» (1997, ранее — 1992). Авторская стилистика Черепнина, характеризуемая комплексом выразительных средств, особенно примечательна приемами мелодического прочтения духовных текстов, искусством «тембризации», «оркестровки человеческих голосов». Произведения Н. Черепнина входят в лондонские издания: Литургия (1962 г. — № 156, «Достойно есть» болгарского роспева), Всенощная (1975 г. — № 9 «Блажен муж» греческого роспева, № 35 «Богородице Дево», № 62 «От юности моея» валаамского напева). В настоящее время готовится зарубежное издание (тридцать четыре сочинения), входящее в американскую серию «Монументы русской духовной музыки».
ЧесноковА. Г. (1880-1941), брат П. Г. Чеснокова, — образованный музыкант, также принадлежащий к Новому направлению, знаемый в России по Литургии св. Иоанна Златоуста (1911 г.) и по ряду песнопений (1911 г.). Мало известно его переложение «Да молчит всякая плоть человеча» М. А. Балакирева для мужского хора (сделанное за рубежом, 1927), отличающееся выразительной гибкостью полифонических линий в условиях ладо-интонационного единства. (Запланировано издание его сочинений за рубежом в серии «Избранные духовные произведения различных русских копозиторов».)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *