Лядов А. К. (1855-1914) — русский композитор

Лядов А. К. (1855-1914) — русский композитор, проф. Санкт-петербургской консерватории, преподаватель теории музыки в Придворной певческой капелле — известен и как автор хорового произведения «Десять переложений из Обихода» (ор. 61, 1907 г.). Включающее хоры разных церковных жанров — Стихира на Рождество Христово (1), Тропарь на Рождество Христово (2), Кондак «Дева днесь» (3). Тропарь «Благообразный Иосиф», «Мироносицам Женам» (4), «Чертого Твой вижду» (5), «Задостойник на Воздвижение» (6), Херувимская (7), «Тебе поем» (8), «Хвалите Господа с небес» (9), «Чашу спасения прииму» (10), — это произведение отражает дух церковности в формах отточенного хорового письма, отработанного в стилистике «песен русского народа». (Без опуса в каталоге его творчества «Ежечасная молитва святого Иосафа».)Ляпунов СМ. (1859-1924) — известный светский композитор, имевший опыт работы в Придворной певческой капелле (1894-1902), оставил и некоторое духовно-музыкальное наследие: Е. Левашев ссылается на ор. 62, содержащий отдельные песнопения литургии и всенощной.
Металлов В. М., протоиерей (1862-1926) — музыковед, церковный композитор и профессор Московской консерватории — известен как автор ряда исследовательских трудов и духовно-музыкальных композиций. Знаток древнерусского пения — его истории, теории и семиографии, — ученый и в своих музыкальных опусах привлекал и гармонизовал древнюю церковную мелодию. Это проявляется как в крупных жанрах (Всенощное бдение на древние роспевы, Литургия киевского роспева), так и во многих песнопениях церковного круга (знаменный, греческий, киевский, болгарский, обычный роспевы).
Никольский А. В. (1874-1943) — композитор и музыковед, критик, педагог (профессор Московской Консерватории) — один из ведущих представителей Нового направления. Почитаемый в свое время как «образованный музыкант», чьи хоры требуют «грамотных певцов и тонкого художественного исполнения», он оставил немалое музыкальное наследие, в котором заметную долю составляют циклические композиции. Литургия Преждеосвященных даров ор. 23, «Неизменяемые песнопения из Всенощного бдения» ор. 26, Литургия св. Иоанна Златоуста ор. 31, Песнопения Страстной Седмицы ор. 35, Песнопения св. Пасхи (переложения обычных роспевов) ор. 37, Последование венчания ор. 41, Каноны (катавасии) ор. 46, Литийные стихиры (киевского роспева) ор. 47, Догматики-запричастны (свободная обработка знаменного роспева) ор. 48, Литургия св. Иоанна Златоуста ор. 52 — все это «жанры-ансамбли», сопричастные одной главенствующей идее. Интерес к псалмовой поэзии вылился в создание «псалмов-концертов», коих, по свидетельству Л. А. Никольского, насчитывается двенадцать. А. Никольский — крупный теоретик, посвятивший свои труды проблемам формы и истории церковного пения, народной песне и насущным вопросам хорового и регентского дела. Полное собрание сочинений в пяти томах (сто семнадцать титлов) издается в зарубежной серии «Monuments…»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *