Новизна жанровой стилистики

Таким образом, анализируя различный духовно-музыкальный материал, с одной стороны, легче говорить скорее о каноне, чем о стиле, а с другой стороны — скорее о стиле, чем каноне.Имеются ли элементы обновления в жанровой системе современной духовной музыки? Фиксируется ли трансформация отдельных жанровых форм?
Новизну жанровой стилистики можно усмотреть прежде всего в своеобразном интонационном наполнении привычных жанров, что превращает обиходно звучащие номера в утонченные молитвословия. Сошлемся на Тропарь Пресвятой Богородице (глас 4) — «К Богородице прилежно ныне притецем» — Кирилла Волкова, где в духе особой гласовости звучит старинный напев в тембре женского хорового двуголосия. Показательны образцы подобного рода — в работах Мартынова: его два молитвословия (знаменного роспева) — «Ныне силы небесные» и «Вкусите и видите» — демонстрируют глубокое проникновение в жанровый образ через многоголосие, напоминающее строчное пение в диатоническом ладу, несимметричном ритме, с исонами, терцовыми дублировками и т. п.
Новизна жировой стилистики становится особенно ощутимой в руках больших художников хорового звука, создающих свежий и яркий жанровый образ на, казалось бы, привычном канонизированном материале. «Неизреченное чудо» Свиридова, Литургия Валерия Кикты оставляют именно такое впечатление. (О выразительных средствах, привлекаемых авторами, речь пойдет ниже.)
Первоначально можно было бы предположить, что клиросная музыка нашего времени скорее стремится к реставрации традиции, и даже изучению утраченного опыта, чем к авторскому самовыражению или творческим открытиям. Однако, внимательно присмотревшись к произведениям, появляющимся в печати, концертах или звукозаписи, можно обнаружить некие любопытные моменты. Наряду с тем, что укоренилось в практике церковно-хорового пения и бытует поныне, возрождаются как бы «забытые» жанры, по каким-то причинам исчезнувшие из репертуара клиросов. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Светилен (то же, что екзапостиларий) — «так называют тропарь, читаемый или поемый в воскресные и некоторые праздничные дни на утрени, после канона… в другие дни вместо екзапостилариев в то же время утрени читаются тропари, называемые светильнами». Основное содержание светильна, как известно, — прошение о ниспослании «духовного света», озарении нашего ума. «Таким образом, тропари, называемые екзапостилариями и светильнами, имеют тесную связь с последующими затем псалмами и славословием великим: тропари сии составляют как бы приступ или приготовление к хвалебным песням во славу Божию».
Мастерское решение этого жанра, повсюду сведенного к чтению вместо пения, представил С. 3. Трубачев. Цикл светильнов систематизирован автором по церковным датам, например: Двунадесятые праздники — светильны знаменного роспева (Сретенье, Благовещение, Вознесение, Преображение), светильны авторского сочинения (Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм, Рождество Христово, Богоявление); экзапостиларий Пасхи (греческого роспева), а также светилен Пятидесятницы (знаменного роспева), Покрова Божией Матери (греческий роспев), служб Казанской иконе Божией Матери (автор, соч.), преп. Сергию Радонежскому (автор, соч.).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *