Анализ идиостиля

Попытаемся произвести анализ идиостиля отдельного произведения «Хождение Богородицы по мукам» Н. Черепнина. В основе произведения, написанного для голосов соло, хора и оркестра, — «тексты из памятников отреченной литературы», выбор которых осуществил сам композитор.«Хождение Богородицы по мукам» — это наименование заимствовано из отечественной литературы (см.: «Памятники старинной русской литературы — СПб., 1862. Вып. 3. С. 118; Памятники отреченной русской литературы. — М., 1863. Т. 11. С. 23 и 30, а также: «О хождении Богородицы по мукам» — Отечеств, записки. 1857. № 11. С. 349-358, А. Н. Пыпина; Известия имп. Академии наук. 1957. X. С. 551-578, И. И. Срезневского; Очерки Буслаева. Т. 1. С. 493-496.)
Онтологическая модель сочинения — сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы, соединенное с величанием и молитвами к ней. Из церковных текстов автор избрал текст песнопения «Достойно есть…», поемого за литургией верных, фрагменты акафистов «Господи воззвах» из всенощной (текст 1-го лика — шесть строк). Составной характер текстовой основы с неизбежностью определил и жанровые ориентации, и музыкальный «идиолект» этого оригинального произведения.
Музыка живописует образ Пресвятой Богородицы — его всеблагое величие и неизреченную красоту, образ Ходатайницы о судьбах сирых и нуждающихся в Ее заступничестве и помощи. Н. Черепнин создает органичное «последование», где нарратив и молитва составляют «единораздельную целостность». Шестичастныи цикл— I (Вступление, речитатив), II (Величание Божьей Матери), III (Сошествие Архангела Михаила; речитатив), IV (Приветствие св. Михаила Божией Матери; величание Божией Матери), V (Приветствие Божией Матери св. Архангелу Михаилу), VI (Оркестровый отрывок; речитатив), VII (Видение Божией Матери; мольба грешников), VIII (Речитатив; Речение Божией Матери; речение св. Михаила; величание Божией Матери) — суть вокально-симфоническое «действо», в котором соседствует разножанровый текстомелодический материал. «Участвующие» в этом действе — глас Божией Матери, глас архангела Михаила, чтец; хор и оркестр состав, возможный только в условиях исполнительской сцены, отнюдь не храмового богослужения.
Каков жанр этого произведения?
Применить к «Хождению» Черепнина традиционное наименование — кантата или оратория, «сказание» или «нарратив» — еще не обозначить его «художественный потенциал». Это произведение — ансамблевая жанровая форма, которая, сочетая светское и духовное начала, создает многокомпонентную, но целостную композицию. Текстомузыкальный материал органично включает: а) литургийную песнь Богородице («Достойно есть»), акафистную форму (глас + лик), песнопение «Господи воззвах», фрагменты «Богородице, Дево, радуйся»; б) светский материал, связанный с традицией, а именно рассказ чтеца (нарратора), сольный диалог основных «персонажей», vision как видение (вспомним Мессиана: Visions de l\’Amen); в) оркестровый материал — Introduction, Interludia, аккомпанемент.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<