Исследование творчества виднейших представителей музыки

Научно-исследовательские труды отечественных теоретиков отрывками высвечивают различные важнейшие гармонические стили самых различных эпох, главным образом через исследование творчества виднейших представителей музыки (но не только).Среди них:
• Ладовая система периода до формирования западного «октоиха» (8 церковных тонов) эпохи VIII—X веков, когда принципом была формульность типа «мелодия-модель».
• Ладовая система грегорианского хорала.
• Модальная гармония XIV века.
• Модальная гармония XVI века.
• Хроматическая модальность Джезуальдо.
• Переход от модальности к тональности.
• Гармония Монтеверди.
• Гармония Шютца.
• Гармония барокко.
• Гармония И. С. Баха.
• Классическая гармония, находящаяся в ином статусе, чем все предыдущие, так как ее принципы (тяготения D — Т, S — Т, модуляция и т. п.) положены в основу всех учебников гармонии и до нашего времени.
• Романтическая гармония (в западноевропейской музыке); отчасти она, наравне с классической, находится в сфере всеобщего обязательного изучения и как бы считается общеизвестной. Между тем она — «путь к Новой музыке» XX века, и правильное ее освещение то, которое делает возникновение «атональности» нашего времени, додекафонии и сонорики не «взрывом» и не «разразившейся катастрофой», а закономерным всего лишь переливанием через край того, что накапливалось за 75 лет до события 1908 года и «кипело» на рубеже веков. Главная идея здесь в том, что романтическая гармония двинулась по иным руслам развития, а это дало новые техники романтической гармонии.
Вторая половина этой картины — гармония русской музыки.
Коллектив авторов из Гнесинского института (по стопам И. Способина, впервые разработавшего и введшего в учебную практику историческую тему «Гармония русской школы») в 80-е годы начал издание «Очерков по истории гармонии в русской и советской музыке». Обширный (но, к сожалению, незавершенный) этот труд фактически является «историей русской гармонии». История гармонии, естественно, отталкивается от национально русского церковного звукоряда (обиходного звукоряда из 12-ти ступеней), переходя — исторически — к партесному пению XVII—XVIII веков и далее к индивидуальным стилям — Бортнянского, Глинки, Бородина, Мусоргского, Римского-Корса-кова. Ценно изобилие анализируемых гармонических находок русских композиторов.
Из того же научного центра вышла работа Н. Гуляницкой «Русское „гармоническое пение» (XIX век)». М., 1995 (о русской духовной музыке).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *