Балласт инертного материала неоклассицизма

Нельзя не отметить все же заметное преобладание в отечественной науке о полифонии балласта инертного материала неоклассицизма; отсюда преимущественное внимание к полифонизму прошлого — фуге, имитации, остинато, теме с контрапунктами, тройному контрапункту с производными соединениями, стрет-там, ответам тональным и реальным, инверсиям темы и ее рако-ходу, трехчастной форме и т. п.А вместе с тем следует оценить положительно достаточно большое внимание отечественных исследователей к проблеме современной полифонии. Помимо названного двухтомника в «Истории полифонии» упомянем еще ряд работ:
• В. Задерацкий — О Шостаковиче, Стравинском, о сонорной остинатности (у Мессиана),
• Т. Франтова — о полифонии в русской советской музыке 60—70-х годов, о методе анализа современной полифонии,
• С. Курбатская — о контрапункте в серийной музыке,
• А. Шнитке — о полифонии Шостаковича, микрополифонии Лигети,
• Ю. Кон — о фугах Стравинского,
• И. Сниткова — о полифонии в сверхмногоголосии, о вебер-новской технике обработки И. С. Баха,
• Н. Бать — о полифонии Хиндемита,
• Я. Файн — о полифонии Щедрина, об ответе в современной фуге,
• Г. Кочарова — о полифонии Шостаковича,
• И. Лихачева — о полифонии Щедрина,
• К. Южак — о современной теории полифонии,
• И. Куницына — о полифонии Прокофьева,
• С. Загний — постсериальный взгляд на (традиционную) имитацию,
• В. Ценова — о явлениях полифонии в творчестве современных московских композиторов
Исследователи-полифонисты разработали множество самых разнообразных тем. Можно выделить продолжение линии Танеева — Богатырева в методике и проблематике изучения полифонии (иногда в музыкально-математическом ключе). А. Ровенко, словно по заданию, поставленному еще Танеевым и Чайковским, дал творческую разработку стреттной полифонии (в частности, наследия древнего канона ad minimam). В. Задерацкий в своих вышеназванных трудах о полифонии Стравинского исследовал, в частности, сонорные отношения разнопараметровой плотности, в предложенной им числовой знаковой системе это ИП — интервальная плотность (звуковысотность во «внетональной» музыке) и РП — ритмическая плотность.
К теории полифонии строгого письма относится выведенная еще ранее Е. Корчинским математическая формула, выражающая закон связи в двухголосном каноне (а вся классическая полифония может быть представлена как комплекс двухголосий) между интервалом контрапункта «q», интервальным шагом мелодии «m» и интервалом имитации «n», получилось: q = m + n. В 1981-м вышла книга Н. Тимофеева, предполагающая ту же линию музыкально-математического исследования канонов. На основе та-неевской системы цифровки интервалов автор убедительно доказывает возможность извлечения производных канонов из данных трех- и четырехголосных (конечно, все того же строгого письма). Автор приходит к «геометрической интерпретации» имитационного контрапункта (глава IV и след.), демонстрируя это с помощью графиков и чертежей (с. 30, 34, 43 и др.), и «геометрическому способу анализа» канонов (глава VI). У нас любят критиковать американскую теорию рядов (sets) за математичность, но со времен Танеева в русской теории ее не меньше. По духу «строгой» полифонии «каноны-близнецы» и перенесение техники в современную музыку (с. 111—118) напоминает каноны Шёнберга, а «кластерные» «канонические остинато» шестнадцатыми есть не что иное, как микрополифония (с. 126—131).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *