Наука о музыкальной композиции

Полифония; старинная (западная) музыка
Главная магистраль развития полифонической науки — следование путем, проложенным еще С. И. Танеевым, концепционные достижения которого выражены в его знаменитой книге «Подвижной контрапункт строгого письма» (1909, 1959).В числе методологических достоинств танеевской традиции — преодоление «ба-хоцентризма» (когда под словом «полифония» бессознательно представляется склад и ритмо-тематическая структура типа ба-ховской) и «неоклассическая» установка изучения древнего дото-нального контрапункта «строгого письма» ради отстройки от консервативной (для XX века) техники полифонии XIX века. В предыдущий период эта линия была представлена, например, книгами С. Богатырева, в последние годы — рядом трудов Вл. Протопопова, диссертацией Н. Симаковой. Онтологическая обоснованность танеевской традиции ее связью с неоклассической линией современной музыки получила неожиданное подкрепление упадочными тенденциями поставангарда — в различных «ретро», «нео» (уже «нео-нео»), стилизациях чужой музыки, «псевдо», «квази» и т. п. Откровенно отвернувшись от Новой музыки своего времени (и изменив тем самым одной из идей Танеева), нынешний неоклассицизм плодотворен своей «археологией».
На путях дальнейшего развития идей Танеева возникло главное научное завоевание в русской науке о полифонии — многотомная «История полифонии», созданная усилиями Вл. Протопопова и его учеников. Грандиозный труд, не имеющий прецедентов в мировом музыкознании, конечно, выходит за пределы только истории контрапунктического искусства и затрагивает общие проблемы истории музыкальной композиции (тематизм, техники письма, музыкальные формы), историю ведущих музыкальных жанров, историю художественных стилей (переход от Средневековья к Возрождению, от строгого письма к свободному).
В «Истории полифонии» специально подчеркивается методологический принцип «истории теории», рассмотрение гармонии, полифонии, формы в конкретно-историческом контексте, в стилевой эволюции, что дает возможность рассматривать историю контрапункта как сторону, проявление развивающегося музыкаль-ного мышления.
Особой важности в «Истории полифонии» — конечно, исследование наиболее древних эпох музыки, именно они более всего показывают сложность путей развития искусства контрапункта. Впервые в отечественной науке стали объектом систематического теоретического анализа начальные виды полифонии, такие, как органум (IX—XII века), многоголосие школ Нотр-Дам и Сен-Мар-сиаль, модальная ритмика (6 ритмических формул), техники и формы ars nova XIV века (в частности, изоритмия). Встроенные в дальнейшую историю полифонии (Палестрина, Орландо ди Лассо, Монтеверди, Шютц, Шайдт, Букстехуде, эпоха И. С. Баха), древние практики контрапункта складываются в общую картину поразительной по своим результатам эволюции музыки самой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *