«Мысленное освоение» музыки

Мощный пласт науки по-прежнему составляют дисциплины исторические: всеобщая, (теперь уже глобальная, всемирная) история музыки, включая музыку внеевропейскую (за пределами Abendland\’a), история русской (отечественной) музыки (музыка России); к ним примыкают история музыкальной теории, шире — музыкальной науки (изучение древних трактатов и др.; также история музыкальных систем), история нотации (также русская палеография), история исполнительства (в частности, исследование аутентичного исполнительства прошлых эпох), историческое инструментоведение (в особенности барочное, ренес-сансное), музыкальная иконография.Не менее мощный и наиболее традиционный отдел — теория музыки (или систематическое музыкознание): теория музыкальной теории, музыкальная терминология (в частности, терминологические словари), традиционные 4 теоретические и практические науки о музыкальном произведении — гармония, полифония, музыкальная форма и инструментовка (вместе с инструментоведением — больше практика, чем теория); теоретический «квадривий» составляет также костяк музыкально-теоретических дисциплин в школе (вместе с практической дисциплиной сольфеджио), каждая из них теперь объединяет в себе теорию предмета, его историю и соответствующую практику музицирования; музыкальная акустика (с рядом ее отделов). Самостоятельные отделы науки — музыкальный фольклор (народное творчество) и музыкальная этнология; прикладное музыковедение (педагогика, балетоведение, музыкальное воспитание и др.); музыкальная критика и публицистика.
Практически все названные отделы музыкальной науки получили в последней трети XX века интенсивное развитие в русском музыкознании. Здесь можно было бы назвать большое число научных трудов. Ослабление идеологического давления в 70—80-е годы позволило историкам музыки дать более правильную объективную картину при освещении и старых эпох, например Древней Руси, и нашего столетия.
Но важно при общей характеристике отечественной науки не упустить из виду глубоких перемен, касающихся научной методологии, содержания и структуры научного знания, что особенно касается именно нашей эпохи. Эти изменения чрезвычайно скрытны, но вместе с тем и исключительно важны, вплоть до структуры науки и ее практической организации.
Главное событие в музыкальной науке XX века совершилось в области, которую мы можем обозначить как музыкальное мышление. Последний термин имеет двоякий смысл. «Музыкальное мышление», во-первых, есть «мышление музыкой», penser la musique (как сказал бы П. Булез). Это тот путь, или метод, которым осуществляется творчество музыки (композитором). Во-вторых, «музыкальное мышление» есть «мысленное освоение» музыки (теоретиком, музыкальным ученым). То и другое действуют совместно, не разделяясь на теорию и практику. Причем активным, творящим принципом в музыкальном мышлении является новое в творчестве композиторов. Оно, новое, «тянет» вперед все целое, включая и то, что кажется традиционным, продолжающим старое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *