Модернизм в русской фортепианной музыке XX века

Зарубежное музыкознание XX столетия проявило очевидный интерес к разным этапам истории отечественной музыкальной культуры, ее крупнейшим представителям. Создаваемые в Германии, Франции, Англии, США, Японии и других странах книги весьма различны по творческим задачам, адресатам, степени углубленности в тему, информированности авторов в архивных источниках, раритетах.Жанры публикаций также многоаспектны: монографии, посвященные крупнейшим композиторам России XIX—XX веков. Чаще других встречаются зарубежные исследования о Скрябине, Стравинском, Рахманинове, Прокофьеве, Шостаковиче, А. Лурье. Создаются труды, касающиеся какой-либо частной проблемы музыкальной жизни России или конкретного жанра (в их числе, например, книга Михаэля Иона «На пути к новой духовности? Реквием в Советском Союзе, 1963—1988»). Наиболее ценными представляются обобщающие исследования, которые в разных аспектах рассматривают: пути русской классической музыки, отечественной культуры в советский период ее бытия или совокупно. Работы отмечены большей или меньшей степенью интереса их авторов к социально-политическим событиям в России XX столетия. Хронологические рамки, нередко вынесенные в заглавие труда, избираются свободно и, как правило, не обусловливаются историческими вехами. В книгах фигурируют: у Бориса Шварца, например, 1917—1981, у Жака ди Ван-ни 1953—1983, в труде Ханнелоре Герлах 1960—1975.
Видимо, особой востребованностью у зарубежного читателя пользуются исследования, где автор сначала повествует о музыкальной культуре России XIX века, а затем делает «заход» в XX столетие. Таков, например, труд Карла Лаукса «Музыка в России и Советском Союзе», «события» которой завершаются в 1956 году. Сюда включены небольшие очерки о Прокофьеве, Хачатуряне, Шостаковиче, Хренникове, Кабалевском. Близки по направленности и труд Доротеи Редепеннинг «История русской и советской музыки», книга Марка Мюльбаха.
Ряд обобщающих работ и монографий, связанных с историей русской музыки XX века, принадлежит перу Детлефа Гойовы.
Развитию той или иной стилевой тенденции в русской музыке разных исторических периодов (в связи с конкретными фигурами композиторов) посвящен труд П. Д. Роберте «Модернизм в русской фортепианной музыке XX века»: Roberts P. D. Modernism in Russian piano music: Skriabin, Prokofiev and their Russian contemporaries. Bloomington, 1993.
В отличие от названных, ранее упоминавшаяся книга М. Иона обращена к одной конкретной проблеме — процессу возрождения, охватившего Россию. В работе анализируются пять реквиемов: Кабалевского, Тищенко, Шнитке, Денисова и В. Артемова. Однако сведения, приведенные здесь, да и в ряде других изданий, известны по публикациям последних десятилетий XX века, таким, например, как научно-публицистический сборник «Отечественная музыкальная культура XX века: К итогам и перспективам». М., 1993; «Музыкальное искусство и религия: Материалы научной конференции „Отечественная культура XX века и духовная музыка»» (1990, Ростов-на-Дону), Сборник трудов РАМ им. Гнесиных(М., 1994).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *