Создание первых монографий о композиторах-шестидесятниках

Завершается издание «Истории русской музыки» в десяти томах (редколлегия: Ю. Келдыш и другие. М, 1983—1998), фундаментального труда, воспроизводящего всю музыкальную летопись отечественной культуры в ее исторической ретроспективе.Кроме того, здесь, по сути впервые, предпринята попытка наметить стилевые портреты отечественных композиторов, окончивших свою жизнь за рубежом (А. Черепнин, А. Гречанинов и многие другие). Были опубликованы два выпуска «Истории современной отечественной музыки» (под редакцией М. Тараканова. М, 1995,1999). В 1997 году вышел из печати завершающий 7-й том «Истории музыки народов СССР» (Институт искусствознания, редактор Г. Головинский).
Увидел свет созданный там же самый капитальный труд изучаемого десятилетия — «Русская музыка и XX век» (М., 1997, ред.-сост. М. Арановский), который стал первым широкомасштабным коллективным исследованием, посвященным целостному вкладу русской музыки в историю художественной культуры XX века.
Стали регулярно публиковаться сборники, посвященные творчеству наиболее самобытных композиторов современной России и бывших советских республик «Музыка из бывшего СССР» (ред.-сост. В. Ценова. Вып. 1. М, 1994. Вып. 2. М, 1998). Трудно переоценить содержащуюся здесь фактологию для дальнейших обобщающих трудов.
На рубеже 80—90-х годов активно создаются первые монографии о композиторах-шестидесятниках или публикуются беседы с ними: В. Холопова, Е. Чигарева — «Альфред Шнитке» (М., 1990), Д. Шульгин — «Годы неизвестности Альфреда Шнитке» (М., 1998), «Беседы с Альфредом Шнитке» (сост. А. Ивашкин. М., 1994), «Эдисон Денисов» Ю. Холопова и В. Ценовой (М, 1996), «Неизвестный Денисов» (сост. В. Ценова. М., 1997), Д. Шульгин — «Признание Эдисона Денисова» (М, 1998), «София Губайдули-на» В. Холоповой и Э. Рестаньо (М., 1997), «Николай Каретников» А. Селицкого (Ростов-на-Дону, 1998), «Сергей Слонимский»
A. Милки (Л.; М., 1976), «Композитор Сергей Слонимский» М. Рыцаревой (Л., 1991). Хронологически серию монографий завершила публикация В. Холоповой книги о Щедрине (М, 2000), выход которой был приурочен к VIII съезду композиторов России (декабрь 2000 года).
Серия публикаций обращена к маскультуре как явлению самобытному и существующему во взаимосвязях с академической музыкой: «Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века» В. Конен (М, 1994), «Стилевые метаморфозы рока, или Путь к „третьей музыке»» В. Сырова (Нижний Новгород, 1997), «Типология советской массовой культуры: между „Брежневым» и „Пугачевой»» Т. Чередниченко (М, 1994).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *