Начальные шаги и первые результаты

Следует обратить внимание, что тяга к историческому самопознанию, необходимость понять, в частности, роль русской культуры в многонациональной музыке СССР наметилась (или обозначилась) отнюдь не в постсоветский период. Начальные шаги и первые результаты относятся к 40—50-м годам.Речь идет об «Истории русской музыки» (редакция М. Пекелиса. М., 1940), «Истории русской музыки» ( М., 1948—1954, Ю. Келдыш), «Истории русской музыки» (М., 1957—1960, бригадном учебнике Московской консерватории под редакцией Н. Туманиной для исполнительских факультетов; здесь заключительный том дает обзор русской музыкальной культуры и исполнительства начала XX века — до 1917 года). В связи с причинами, о которых речь шла прежде, эти издания не лишены фактора известной устарелости. Вместе с тем уже в 70—80-е годы начали создаваться труды, которые стали фундаментом педагогической практики последней трети XX столетия. В преподавании курсов русской музыки утвердились опубликованные в 70—80-е годы и многократно переизданные учебники А. Кандинского (Римский-Корсаков) и Ю. Розановой (Чайковский). Новейший учебник по истории русской музыки для исполнителей выполнен под редакцией А. Кандинского, Е. Сорокиной при авторском участии Т. Владышевской, О. Левашевой (1999).
Между 1956—1963 годами создавалось Институтом искусствознания четырехтомное издание «Истории русской советской музыки» (редколлегия — А. Алексеев, В. Васина-Гроссман, Т. Ливанова, И. Рыжкин, Н. Туманина). В нем была разработана хронология изучаемого периода, долго продержавшаяся в учебной практике (1-й том: 1917 — середина 30-х годов; 2-й: от середины 30-х по 1941-й; 3-й включал военный период; 4-й — послевоенные десятилетия). Эстафету этого издания, как мы указывали, приняла «История музыки народов СССР», где русская культура была первой среди тех, которых искренне хотели сделать равными.
Однако не столько коллективные издания (здесь трудно переоценить вклад Института искусствознания, взявшего на себя аккумулирующую функцию), сколько индивидуальные труды постоянно стремились вывести развитие русской культуры в самостоятельную область изучения. В подтверждение сказанного дадим лишь небольшой перечень названий работ 60—70-х годов: «Русский советский симфонизм» (Г. Орлов), «Русский советский оперный театр (1917—1941)» (А. Гозенпуд), «Русская советская песня» (А. Сохор). Сочетание «русско-советское» было обязательным и в характеристике композиторской персоналии, а также нередко фигурировало в энциклопедических словарях и справочниках, в названиях сборников (например, Большой энциклопедический словарь: Музыка. М., 1990 и репринтное издание — 1998; «Вопросы драматургии и стиля в русской советской музыке». М., 1980).
Подчеркнем существенное: в 80—90-е годы будут выдвинуты самостоятельные и плодотворные концепции по отношению ко всем эпохам развития русской музыки — от ее зарождения и первых этапов по начало XX века. Панорамное представление о музыке России последних четырех десятилетий XX века дает книга, выпущенная в связи с VIII съездом Союза композиторов России: «Союз композиторов России: 40 лет». М, 2000. Составители Е. Власова, Д. Дараган.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *