Работы с преобладанием культурологической направленности

Другой тип работ делает акцент на творческой эволюции художника, композитора, не оставляя без внимания и вехи жизненного пути. Таковы, например, монографии М. Тараканова о Щедрине, В. Рубцовой о Скрябине, М. Рыцаревой о Слонимском, Н. Савкиной о Прокофьеве, Л. Корабельниковой, С. Савенко о Танееве.Самостоятельную линию составили работы с преобладанием культурологической направленности, в которых соединяется методология исторического и теоретического музыкознания (таковы, в частности, труды М. Тараканова об А. Берге, публикации И. Барсовой о Г. Малере и А. Мосолове, книга Т. Ливановой «Русская музыкальная культура XVII века в ее связях с литературой, театром, бытом»).
Большим вкладом в музыкально-историческую науку стало продолжение издания сборников, которые выходили в виде самостоятельных тематических серий. Среди тех, что стали функционировать с 70-х годов, назовем отдельные издания: «Музыкальный современник» (1-й выпуск в 1973 году, редактор Л. Даниле-вич, издание комиссии музыкальной критики CK СССР), «Из истории русской и советской музыки» (1971 год, редактор А. Кандинский, создавался на кафедре истории музыки Московской консерватории). Аналогичная кафедра в Ленинграде (редакторы С. Гинзбург, М. Друскин, Г. Тигранов) выпускала серию «Из истории музыки XX века», также сборник статей «Современные проблемы советской музыки» (редактор В. Смирнов). Событием принципиального порядка было начало публикации «Памятников русского музыкального искусства» (1979 год, главный редактор Ю. Келдыш), а также фундаментальный труд Т. Ливановой по русской музыкальной библиографии. С 70-х годов началось издание Музыкальной энциклопедии и Словарей (редактор Ю. Келдыш). Под рубрикой «Советская литература о музыке» (составители С. Успенская, Г. Колтыпина, Б. Яголим) периодически печатались библиографические указатели книг, журнальных статей и рецензий, летописи газетных статей.
Однако музыканты Российской Федерации долгие годы не имели своего печатного органа. Журналы «Советская музыка» («Музыкальная академия») и «Музыкальная жизнь» отчасти компенсировали этот пробел. Разумеется, они не ставили и не должны были ставить перед собой задачи охватить всю проблематику или отразить все спектры художественной жизни музыкальной культуры России. В этом плане определенный вклад стали вносить периодические сборники «Музыка России» (под редакцией Е. Грошевой) и «Композиторы Российской Федерации» (под редакцией В. Казенина). Заметным вкладом стала монография М. Тараканова «Музыка РСФСР» ( 1987). Постоянно изучалась история и современное состояние национальных школ Российской Федерации. Таковы, например, «Очерки истории марийской советской музыки» Л. Казанской, монография об опере композиторов Поволжья Т. Эрре, книга Е. Долинской «О русской музыке последней трети XX века» (последняя опубликована в 2000 году).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *