Изучение музыки республик бывшего СССР

Важной сферой многодесятилетних научных усилий отечественных музыковедов было изучение музыки республик бывшего СССР. Их результатами становились не только труды обобщающего профиля, но и создание монографий, исследующих параметры индивидуального стиля крупного мастера, творческие искания которого были принципиальными не только в масштабе одной республики, но и в пространстве всего СССР, в мировом процессе.В качестве примера можно сослаться на внушительную серию трудов о музыке Арама Хачатуряна, которые были написаны ленинградскими и московскими музыковедами (Б. Асафьев, Г. Хубов, Д. Арутюнов, В. Юзефович, Н. Шахназарова, Е. Садовников, Д. Персон и другие).
Огромная серия трудов российских музыковедов, изучавших жизнь национальных музыкальных культур бывшего СССР, еще потребует своего дальнейшего специального рассмотрения.
Принципиально новым было рождение первых трудов, рассматривающих советскую музыку контекстуально, вне «железного занавеса», а в параллелях с аналогичными явлениями современного зарубежного творчества (один из показательных примеров книга «Симфонии о войне и мире» Б. Ярустовского). Начинается освоение достижений и современной зарубежной музыки. Изучается творчество Бартока и Кодая, Мийо и Шимановского, Берга, Гершвина, Пуленка, Орика.
Тенденция осознания истории современной отечественной музыки в мировом художественном пространстве постепенно набирала силы и завершилась изданием капитального труда «Музыка XX века» (М., 1976—1987, редакторы Д. Житомирский, Б. Ярустовский). Проакцентируем важную мысль: первые работы (упомянутые выше — среди них), где порой робко, между строк, но уже были высказаны более свободные суждения о явлениях современного музыкального искусства, стали появляться уже во времена «оттепели 60-х годов». Подзаголовок многотомника «Очерки» подчеркивает, что этот труд не наделен качествами единого системного исследования. Монографический тип изложения здесь преобладает над процессуальным.
Хронологические рамки труда охватывают период с 90-х годов XIX века вплоть до середины 40-х годов XX столетия с подразделением: 1890—1917 и 1917—1945. Главной задачей издания стала попытка взглянуть на развитие современной музыки в целом, проясняющая связь отечественного творчества с тенденциями всей мировой культуры. Как видим, уже в середине столетия вставала необходимость понять логику общемирового музыкального процесса современности и роль в нем искусства нашей страны. Так реализовывался и расширялся интерес отечественных историков к музыкальным культурам мира (последняя составляет специальную область, нами сознательно опускаемую в обзоре).
Акцентируем момент принципиальной важности: практически только со второй половины 80-х годов и в 90-е история отечественной музыки завершившегося столетия начала изучаться, научно осмысливаться с позиций приоритета стилевых сдвигов, образно-смысловых ориентиров и обусловленных ими параметров музыкального языка. Однако путь к преодолению идеологических предуказаний был долгим, болезненным. Ныне же легко просматриваются те препоны, которые многие десятилетия были нормативными, а потому выступали тормозом при объективном изучении истории отечественной музыкальной культуры. Обозначим лишь некоторые.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *