История музыки народов СССР

Публикуются труды, освещающие судьбу отдельных жанров в творчестве ведущих композиторов первой половины XX столетия. Таковы, например, работы И. Вершининой («Ранние балеты Стравинского»), М. Тараканова («Стиль симфоний Прокофьева», «Ранние оперы Прокофьева»), С. Слонимского («Эпические черты симфоний Прокофьева»), М. Сабининой («„Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева»).Среди тех, кто делал важные взносы в музыкально-историческую науку — представители разных школ и поколений. Назовем, сугубо выборочно, такие имена, как М. Друскин, М. Пеке-лис, С. Гинзбург, Г. Тигранов, Т. Ливанова, О. Левашева, Б. Ярус-товский, Н. Туманина, В. Протопопов, А. Кандинский и более молодой отряд — М. Арановский, М. Тараканов, Л. Данько, Н. Шахназарова, Г. Головинский, и многие другие. Среди названных музыковедов были и авторы программ и книг по истории музыки дооктябрьского периода, курсов истории музыки народов СССР. В кругу трудов обобщающей направленности важной вехой стало создание в 50—60-х годах «Истории русской советской музыки», которая рассматривала движение отечественной культуры в основном в первую половину XX столетия с идеологических позиций тех десятилетий.
Все пространство развития советской музыкальной культуры хронологически впервые охватила «История музыки народов СССР». Был изучен период с 1917 года по начало 90-х годов, во время которого она функционировала под титулом «советское многонациональное музыкальное искусство». Огромная панорама была сложена из накопления фактологии и отбора всего наиболее существенного, что определяло самые влиятельные художественно-стилистические направления в музыкальной жизни той или иной республики. Крайне ценно в этом издании и то, что в завершающем седьмом томе предпринята первая попытка проанализировать с позиций 90-х годов семидесятилетний период истории советской музыки. Кроме того, авторы подчеркнули и еще один принципиально важный момент: в связи с симптомами глубокого кризиса, приведшего к распаду СССР, разрушившему связи между бывшими республиками, в последней книге сделан акцент на русской музыке.
Ценно, что в этом издании уже начала реализовываться задача: отделить «зерна от плевел» — вычленить и дать объективную эстетико-стилевую оценку сочинениям, созданным хоть и «на случай», но обладающим чертами истинной оригинальности, стилевой знаковости для их авторов (таковы, например, 2-я, 3-я, 11-я симфонии Шостаковича, кантата «К ХХ-летию Октября» Прокофьева или «Песня о Сталине» А. Хачатуряна).
Первые труды (коллективные или индивидуальные) по истории национальных музыкальных культур стали своеобразным прологом к уже названной «Истории музыки народов СССР» (она начнет создаваться в 60-е годы, завершится в 1997 году). Институт истории искусств возьмет на себя собирательную функцию — представить, условно говоря, работу «всесоюзной кафедры музыкознания».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *