«Встраивание» джаза в номинанты отечественного музыковедения

Ценные обобщающие сведения были зафиксированы в монографиях и нотографических сборниках, большое значение имело создание персональной нотографии. Свою роль сыграли издания, посвященные судьбе отдельных жанров — симфонии, оперы, балета, камерной инструментальной музыки, песне. Однако, разумеется, не все сферы творчества получили свою разработку в музыкально-исторической науке.Периодом «бури и натиска» называют исследователи развитие в 60-е годы такого важнейшего явления культуры, как, например, джаз, которому в советской действительности не раз выносились суровые приговоры, вроде «буржуазной безыдейной музыки, чуждой нашей молодежи». Однако «встраивание» джаза в номинанты отечественного музыковедения произойдет не синхронно с творчеством, а десятилетия спустя.
При ныне хорошо известных недочетах и перегибах историографии 50-х годов яснее высвечиваются достижения 60-х годов, обозначившие интерес к разработке совсем тогда новых явлений. Пожалуй, никогда ранее направленность исторической науки не была столь многоаспектной. В историографический кругозор попали явления отечественной культуры как достаточно отдаленные от XX столетия, так и с ним связанные. Для исторического музыкознания крайне важным было то, что закладывались основы отечественной текстологии (П. Ламм, Н. Фишман, Л. Корабельникова), музыкальной культурологии (А. Луначарский, И. Соллертинский, В. Конен, И. Барсова), социологии (А. Сохор).
Начинали создаваться: «История русской музыки» (коллективный труд кафедры Московской консерватории под руководством Н. Туманиной), фундаментальная «История русской музыки» (Ю. Келдыш). С новых позиций открывалась, в частности ленинградскими исследователями, духовная музыка (Н. Успенский, М. Бражников). Еще одно важное направление возникло на стыке исторических и теоретических изысканий. Речь идет о постановке проблемы эпохальных художественных стилей («Художественные принципы музыкальных стилей» С. Скребкова, 1973 и «Стиль в музыке» М. Михайлова, 1973).
В 60—70-е годы появляются новые монографии о классиках XX века, в том числе о Прокофьеве (И. Нестьев), Мясковском (А. Иконников), Стравинском (Б. Ярустовский), Н. Метнере (Е. Долинская).
Как важнейшая сфера музыкальной историографии активно развивалась наука об исполнительстве, где весомый вклад внесли музыканты разных поколений. Истории отдельных жанров посвящены работы В. Музалевского, А. Алексеева, В. Натансона, Л. Гаккеля (фортепианная музыка), В. Васиной-Гроссман и О. Левашевой (камерно-вокальные жанры), А. Гозенпуда (цикл книг о русском оперном театре), Б. Ярустовского (опера), Ю. Розановой (балет), В. Григорьева, И. Ямпольского (скрипичное искусство), Л. Гинзбурга (виолончельное искусство), Л. Раабена (камерно-инструментальный ансамбль). Выход в свет книги Е. Сорокиной «Фортепианный дуэт: История жанра» (М., 1988) способствовал продвижению этого вида музицирования в нашей стране и обозначил веху его истории в мировом музыкальном творчестве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *