Отечественная бит-музыка

Одним из направлений в развитии авторской песни стало ее обращение к «чужим» стихам: поэтической классике, лучшим образцам современного поэтического творчества. В песнях В. Бер-ковского, А. Дулова, С. Никитина и других авторов зазвучала поэзия В. Шекспира, Р. Бернса, П. Верлена, А. Ахматовой, Э. Багрицкого, Б. Пастернака, Д. Самойлова, И. Бродского, Ю. Леви-танского, Ю. Мориц.На первый взгляд это вступало в противоречие с эстетикой жанра, синкретизмом, идеей универсальности проявления авторского начала. Однако при чутком и бережном отношении к высокой поэзии авторская песня не теряла свою природу. «Чужие» стихи осмысливались как собственные, выражающие нравственную позицию, жизненные представления их «нового автора» — создателя музыки. В этой ситуации характер музыкальной интерпретации становился особенно значимым. В лучших из песен она не могла не откликнуться на глубокое и сложное поэтическое содержание стихов, на разнообразие поэтической лексики динамизацией музыкальной формы, обогащением мелодико-интонационных, ладогармонических, метроритмических средств, повышением роли сопровождения, большим разнообразием типов фактуры, инструментализмом, приемами звуко-изобразительности.
Пик популярности авторской песни пришелся на 60-е — первую половину 70-х годов. В конце 70-х — 80-е годы, завоевав наконец-то официальное признание, она стала выходить на профессиональную эстраду, звучать в радио- и телеэфире, записываться на пластинки. Появились авторы-исполнители, признающие исключительно эстрадный (прежде всего коммерческий) способ выступлений. У «аборигенов» жанра было обратное: в новых условиях песня сохраняла свою стилистику, характер общения с аудиторией. Сам жанр, включенный в новую ситуацию бытования, стал у авторов последующих генераций перерождаться, терять свои природные качества, обретая иные. В движении авторской песни стало происходить расслоение, клубы самодеятельной песни распадались, все более отчетливо обнаруживались признаки кризиса жанра. Этому способствовало и массовое увлечение молодежи новым родом самодеятельного музицирования — биг-битовым, которое отодвинуло авторскую песню на периферию.
Отечественная бит-музыка (именно так она поначалу называлась — понятие «рок» появилось позже) возникла на волне невиданной популярности первых записей группы «Битлз», дошедших до СССР в середине 60-х. Затем популярность обрели и другие западные рок-группы, совершившие переворот в массовом музыкальном сознании. По всей стране стало появляться огромное число молодых поклонников этого нового вида музыки — «битломанов». Они, не ограничиваясь только слушанием и перезаписью, начали организовывать собственные бит-группы, копировавшие, подчас «дословно», репертуар знаменитой ливерпульской четверки, других ансамблей, либо создававшие собственные песни в подражание своим кумирам и исполнявшие их на английском языке. Количество таких групп множилось с молниеносной быстротой. Гонения и запреты со стороны официальных органов, прессы, обвинения во всех идеологических грехах только подогревали и активизировали этот процесс.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

<