Прием образного параллелизма

Интересное решение получает прием образного параллелизма в песне М. Фрадкина «За того парня». Тема памяти («Все, что было не со мной, помню») музыкально воплощена средствами взволнованной лирико-драматической декламации на фоне пульсирующего маршевого ритма. Но внезапно в момент наивысшего накала эмоций (раздумья о погибшем парне, обещавшем «я вернусь, мама») происходит, подобно кинематографическому монтажу, резкая смена плана.Возникает картина мирной жизни — звучит широкая привольная мелодия в мягком трехдольном метре, сменившем маршевую четырехдольность, но и сюда проникают отголоски начального образа («эхо прошедшей войны»). Большой жанрово-интонационной емкостью отмечена и песня Д. Тухма-нова «День Победы». В ней в органичном сплаве сплетаются мужественная декламационность и мягкие романсовые обороты, элементы героического марша и танго, интонации песен военных лет и черты современного песенного стиля. В оркестровых проигрышах звучит столь популярная в те годы садовая музыка для духового оркестра. Каждый из жанров привносит свой круг ассоциаций, и в результате образно-смысловое пространство песни расширяется, возникает эффект постоянного эмоционального балансирования между торжественностью и щемящей грустью («Это радость со слезами на глазах»), прошлое и настоящее вступают в ненавязчивый, скрытый внутренний диалог.
Если в песнях о войне сочетание гражданственности и лиризма, коллективного и индивидуального получило убедительное художественное решение, вызвав адекватный эмоциональный отклик у слушателей, чувство сопереживания, подкрепленное серьезным, неофициозно глубоким отношением разных поколений советских людей к событиям Отечественной войны (песня «За того парня» даже породила целое общественное движение), то значительно сложнее обстояло дело с песнями гражданской направленности, отражавшими современную тематику.
Следуя принципу «в жизни всегда есть место подвигу», советская песня обратилась к воспеванию героики современных событий: от покорения космоса до освоения необъятных просторов родины. В лучших из песен этой тематики заметно желание уйти от излишней пафосности, перевести в более личностную плоскость повествование о героизме советских людей, чаще всего молодежи. Сам тон разговора был приближен к реалиям жизни людей различных романтических профессий: космонавтов, летчиков, моряков, reoлогов, строителей. Здесь ощущалось стремление к некоторой ре-портажности, не исключавшей, однако, ни обобщений, ни песенной символики. Таковы песни «Перед дальней дорогой» М. Блан-тера (стихи В. Дыховичного и М. Слободского), «Я верю, друзья» О. Фельцмана (стихи В. Войновича), «Знаете, каким он парнем был» А. Пахмутовой (стихи Н. Добронравова). Везде космическая тема получает вполне «земную» трактовку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *