Мотивы композиторского неприятия новых видов музыки

Еще более резкой и нетерпимой была реакция на этот мощный, неуправляемый поток со стороны профессиональных композиторов. Их обвинения вновь рожденных музыкальных видов в исключительной физиологичности воздействия, одурманивании аудитории, воинственном дилетантизме, примитивности, стандартной безликости были зачастую справедливыми, но, безусловно, односторонними.Они вызывали аналогичную ответную реакцию, порождая отношения взаимного недоверия и нередкие эксцессы антагонизма. Одна из рок-групп, например, имела ироничное, эпатажно-вызывающее название — «Союз композиторов». Были, естественно, со стороны официальных организаций, в том числе и композиторской, малоуспешные попытки запретов и регламентации, которые давали противоположный желаемому результат. Впоследствии Т. Хренников честно и нелицеприятно диагностировал сложившееся положение, подчеркнув, что массовая музыка, занявшая большое место в духовной жизни молодежи, «оказалась в значительной степени вне сферы влияния Союза композиторов. Композиторы, работающие в этих жанрах, утеряли ощущение пульса времени, контакт с молодежью. Кампания сдерживания, проводимая органами культуры при согласии CK, дала обратные результаты, породив чувство протеста».
Мотивы композиторского неприятия новых видов музыки, в особенности рока, психологически и творчески понятны.
Подобная ситуация, достаточно острая сама по себе, таила, однако, еще более глубинные, принципиальные и, как показало время, необратимые перемены, нарушавшие традиционно сложившиеся основы творческого процесса в сфере массовых жанров. В них фигура создателя музыки — композитора-профессионала — в целом становилась все менее значимой, а зачастую и вообще сводилась на нет. На эстраде личность автора перестала акцентироваться, оказалась «подмятой» всевластной фигурой исполнителя — так называемой эстрадной звезды. Артистический имидж последнего обладал самоценностью, за ним устанавливалось негласное право произвольно вторгаться в авторский текст, творить его по своему усмотрению или вообще обходиться изделиями собственного изготовления. Не случайно с 70-х годов все большее место на эстраде занимает тип певца — автора песен. В получившей широчайшее распространение новой форме досугового времяпрепровождения — дискотеке — главным участником процесса стал диск-жокей (ди-джей), который свободно ориентируется в огромном море анонимной звуковой продукции, складывает из нее программу развлечений, умеет держать свою аудиторию рассказами и комментариями. С появлением и развитием электронно-компьютерных технологий производства поп-музыки ведущее положение заняли аранжировщик и звукорежиссер. Расцвет видеомузыкальной индустрии выдвинул на основные роли видеорежиссера и клипмейстера. Наконец, недосягаемо приоритетным в мире поп-музыки стало положение продюсера—главного идеолога и организатора как создания самой музыки, так и ее исполнения (фабрикующего эстрадных звезд), а главное — ее коммерческого проката.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *