Аккорды многотерцовой структуры

Главная черта стиля, определяющая неповторимость произведений композитора, заключается в хоровой инструментовке. Он смог выработать приемы, обусловливающие особую звучность хоров, которая воспринимается как «поющая гармония». Фонизм аккордов доминирует в его сочинениях и подчиняет себе все другие средства музыкальной выразительности. Хоровая фактура отличается специфической манерой располагать аккорд по партиям в соответствии с обертоновым принципом.Пристрастие композитора к аккордам многотерцовой структуры, особенно к нонаккордам различных функций, увлечение их нарядной красочностью иногда приводили его к отступлению от стилевого единства в гармонизации обиходных распевов. Исследователи и критики порой обвиняли Чеснокова в излишних хро-матизмах, в «итальянщине». в «неприличествующей храму томности». Как неуместные в богослужении отмечались романсовые интонации таких хоров, как «Вечери Твоя тайные» или «Не умолчим никогда Богородице», в которых слышатся интонации роман-совой лирики, например, Глинки.
И хотя композитор стал популярным благодаря своим миниатюрам в жанре лирического городского романса, он в то же время являлся продолжателем тысячелетней певческой древнерусской традиции. Именно Чесноков раскрыл голосовое богатство русского хора, в частности в партиях басов-октавистов (еще в средневековой России иностранцы изумлялись «басистому пению» певчих-московитов). Басовая партия у Чеснокова — это основной голос, держащий на себе всю тяжесть хорового аккорда. Отметим уникальное сочинение — хор «Не отвержи мене во время старости» (1914), написанный для смешанного хора и солиста баса-октавы. Такие голоса, пожалуй, есть только в России, и данное сочинение отражает национальные особенности русского богослужебного пения. Органные пункты, на фоне которых звучат аккордовые последовательности, — это особый прием творчества Чеснокова, но это и своеобразные исоны, пришедшие из глубины веков. Вырастание мелодии из тонов распетой гармонии и ее речитация на одном звуке — также отголосок церковного псалмоди-рования. Таких нитей, связующих творчество Чеснокова с древнерусской традицией, много. Однако особенно ценными в этом отношении стали не его оригинальные духовные композиции, а обработки подлинных старинных обиходных церковный мелодий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *