Создание балетного спектакля

Герой психологического балета-драмы обычно наделялся индивидуальными, ярко выявленными, подчас противоречивыми качествами, что, как правило, отражает танец-монолог.В отличие от героя балета-трагедии, он не имел «своего окружения», хотя более, чем герой трагедии, вступал в непосредственное, личное взаимодействие со средой, с другими персонажами. Эволюция его образа раскрывалась в дуэтах, трио, ансамблевых эпизодах, трактуемых иначе, чем в классических балетах XIX века (там сочетание «солист — кордебалет» понимается по принципу «мелодия — аккомпанемент»), часто под «воздействием» музыкально-пластического тематизма иного персонажа. Лирические дуэты, например в «Спартаке», в «Икаре», призваны были эмоционально окрасить, дополнить, оттенить героическую и трагедийную линии развития образа.
Обратим внимание на особую трудность, особое «сопротивление материала» при создании балетного спектакля на основе произведений театральной драматургии: обманчивая легкость перенесения четкой композиции пьесы может перейти в иллюстрирование перипетий сюжета без глубинного постижения внутренней жизни образов средствами танца. С другой стороны, балет подчас находил свои особые выразительные средства, музыкально-хореографические и режиссерские приемы для передачи идейного и образного содержания первоисточника.
Двухчастная композиция М. Броннера и хореографа Д. Брян-цева — «Оптимистическая трагедия» — содержала почти все сюжетные коллизии одноименной пьесы Вс. Вишневского. Вместе с тем авторы балета по-новому взглянули на события гражданской войны, на героев известной пьесы, и прежде всего — Комиссара. Этот образ, давно превратившийся в некий символ, здесь стал более психологически емким, приобрел лирические черты. Произошло это во многом потому, что авторы спектакля, работая в тесном сотрудничестве, показали две несхожие грани единого образа, подчеркнув эту идею и музыкально, и посредством введения в балет двух исполнительниц для создания образа Комиссара.
Подобный режиссерский ход оправдан многогранностью музыкальной характеристики главной героини. Целый комплекс интонаций волевых, взрывчатых, драматических сопровождает Комиссара — руководительницу отряда моряков (первая исполнительница). Интонации горестных вздохов и одновременно успокаивающие «раскачивающиеся» мелодические фигуры рисуют женственную, мягкую сторону натуры; робкие инструментальные шаги, принимающие порой скерцозную окраску, — юное, ласковое, шаловливое существо, готовое весело порезвиться (вторая исполнительница).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *