Поэтика рок-оперы

С утверждением новых форм синтеза и усложнением музыкальной драматургии связана современная модификация мюзикла и одновременно новая разновидность оперного жанра — рок-опера. В двойном названии жанра заключены его эстетическое кредо и реальная перспектива развития. Пристрастие к новому, обращенность к современным звукообразам с откровенной оглядкой в прошлое, с опорой на устои музыкально-театрального искусства не только создают потенциальные возможности для выживания жанра, но и поддерживают интерес к нему зрительской аудитории разных возрастов и социальных групп.Поэтика рок-оперы шире данного ей определения. «Рок» — активное (а порой и агрессивное) вторжение в современную музыкально-бытовую среду, вмещающую наряду с рок-музыкой эстраду и джаз, лексический сплав околофольклорной и академической музыки. «Оперное» в свою очередь сопровождается подключением элементов иных жанровых структур: ораториально-хоровых, песенных, драматических. Характерный синтез стилевых черт рок-музыки, русского бытового романса, отечественного культового пения, итальянской оперной кантилены с приемами современного музыкального авангарда, алеаторики, тембро-во-сонорной драматургии возникает в «„Юноне» и „Авось»» Рыбникова. Опера многослойна и в жанровом отношении: итальянские арии и дуэты, данные как бы наплывом, что заставляет вспомнить о воздействии кинематографа на современную оперу в целом, фрагменты мелодекламации, сценическая речь, заменяющая речитативы в эпизодах эпистолярного плана, сочетаются с хоровыми сценами, ассоциирующимися с литургическим действом. Создание режиссерско-звуковой партитуры, основанной на «игре» с пространственными планами звучания, использование электронной записи способствовали раскрытию выразительного потенциала музыкального тематизма рок-оперы Рыбникова, реализации возможностей, скрытых в простой лирически-песенной мелодии «Ты меня на рассвете разбудишь» и финальной «Аллилуйе», вокализе «Явление Богоматери» и сцене молитвы Кончиты.
Уходит в прошлое отечественная опера последней трети XX века. Но и отдаляясь на расстояние времени, она не перестает вызывать споры. В творческом плане до сих пор остается открытым вопрос о значительности идей, выдвигаемых оперой последних десятилетий, мощи их потенциала по отношению к опере первой половины столетия, не говоря уже о реформаторских инициативах композиторов прошлого. Проблематична и направленность поиска отечественных авторов, связанная с перенасыщенностью оперного действия философскими размышлениями, преобладанием рефлексивных моментов над действенно-игровыми. Опера для немногих, опера для элиты — действительно ли это достоинство жанра, изначально стремящегося вырваться на площадь, окунуться в стихию игры и воплотить чувства героев в яркой мелодической форме?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *