Сквозь призму музыкального искусства

Сквозь призму музыкального искусства разных эпох острее высвечиваются и одновременно философски осмысливаются проблемы современности. Такова, например, образная направленность вариационных циклов Денисова: виолончельного на тему канона Гайдна «Tod ist ein langer Schlaf», альтового на тему хорала Баха «Es ist genug». Символически значимы и цитатные привлечения в его концертных партитурах («Утренний привет» Шуберта в альтовом концерте).Стилистические аллюзии — чаще всего сочинений Моцарта, Шуберта, Берга — стали постоянным принципом многих композиций Шнитке, восходящих к нравственно-этической проблематике. Сквозную роль играют излюбленные интонационные формулы-монограммы Баха, других композиторов (3-я симфония), собственная (последняя особенно значительна и в музыке Денисова).
Бытовые жанры, шире — сфера маскультуры, как известно, играли весьма существенную роль с момента зарождения инструментальной музыки. В условиях разных стилей, разных драматургических концепций именно опора на бытовые жанры была одним из наиболее мощных каналов, обеспечивавших инструментальному творчеству предметную ассоциативность.
Симфоническая музыка XX века обнаруживает исключительную устремленность в окружающий мир, способный сообщить ей реальную информацию о времени. В процессе семантизации симфонии бытовые жанры и вся сфера маскультуры приобрели приоритетные качества.
С. Губайдулина утверждает, что не боится «написать возвышенное, изысканное сочинение и вдруг оказаться где-то „возле» поп-музыки. Но я чувствую, — продолжает она, — что включение стихии, стихийного переживания в наше академическое музицирование может быть очень плодотворным. Как бы хорошо мы ни сделали свое произведение, все равно без бурной стихии музицирование может оказаться мертвенным».
Очевидна широта диапазона привлекаемых истоков. Практически задействованными оказываются все жанры массовой музыки. Однако пути их претворения различны:
—множественные контакты с жанровой системой маскультуры, что резонирует тенденции полистилистичности и полижанровости современной фоносферы (1-я симфония Шнитке);
— цитирование (определенного жанра или стиля маскультуры), оказывающее прямое воздействие на характер симфонической фабулы в масштабе всего сочинения (концерт для симфонического оркестра и электрогитар Слонимского, гитарный концерт Денисова, саксофоновый концерт Эшпая);
— использование отдельных качеств бытового жанра, его опознавательных знаков и их свободное растворение в новой моножанровой стилевой среде (Концерт-романс, Концерт-элегия Ле-денева);
— соблюдение принципа локальности при включении бытовой музыки (финалы первых двух фортепианных концертов Щедрина, II часть 2-й симфонии Слонимского, 4-я симфония А. Николаева).
Разумеется, может иметь место использование перечисленных признаков в одновременности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *