Рождение новых коллективов

Московский форум способствовал рождению новых коллективов, таких, например, как Ансамбль современной музыки (художественный руководитель Ю. Каспаров) или камерный оркестр «Амадеус» во главе с Фредди Кадена.Возникали экспериментальные оперные коллективы: театр-студия «Композитор» (руководитель Н. И. Кузнецов) осуществил премьеры сочинений А. Мосолова (опера-фарс «Герой»), В. Дьяченко («Медведь»), А. Николаева («Загадочная натура», «Мыслитель»), Ю. Потеенко («Учитель чистописания»). Экспериментальный музыкальный театр под руководством И. Катаева показал «Маддалену» Прокофьева.
«Московские осени» не только становились «экспозицией» эволюционных процессов в том или ином жанре стилевых исканий отдельных мастеров (устраивались «авторские вечера», например, Шнитке, Денисова), но и свидетельствовали о вхождении в культуру новых поколений композиторов.
В начале 80-х годов функционировали три генерации композиторов: «академическое крыло» (Т. Хренников, Г. Свиридов, М. Вайнберг, Б. Чайковский, А. Леман и другие), «мэтры», определявшие пути развития современной отечественной музыки (выборочно: Р. Щедрин, А. Шнитке, С. Губайдулина, Э. Денисов, С. Слонимский, Б. Тищенко, А. Эшпай, Н. Сидельников, А. Петров, А. Кнайфель), и отряд, ступивший в полосу зрелости, — С. Беринский, А. Чайковский, Н. Корндорф, Е. Фирсова, Д. Смирнов, М. Ермолаев, Л. Десятников и другие.
В изучаемый период крупные мастера, удивлявшие стилистическим радикализмом в 70-е годы, входят в новую фазу зрелости своей художественной системы, где элементы языка, обретенные в авангардный этап, не отбрасываются, а согласуются с более традиционными средствами выразительности.
Доминирующей стилистической тенденцией становится неоромантизм, в меньшем масштабе неоэкспрессионизм и необарокко39.
Переходит в новое качество и полистилистика. Теперь исследователи определяют ее как «новую моностилистику», которая по-прежнему оперирует множественными элементами, но воплощает художественный замысел в иных по сравнению с полистилистикой формах. «Вместо полистилистических конфронтации — гибкое, пластичное развитие тематического материала, обеспеченное политехникой, сквозным продвижением концептуальной идеи».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *