Фестиваль оперного искусства

Фестиваль оперного искусства имени Л. В. Собинова возник на рубеже 70—80-х годов в Ярославле.
К рубежу 70—80-х годов важную часть своего творческого пути прошли ведущие отечественные мастера, демонстрируя обилие новых идей. Последнее подтверждалось созданием в 1978 году второго крупнейшего отечественного форума — фестиваля «Московская осень». Его учреждение совпало с началом перестроечных тенденций в культуре. «Фестиваль „Московская осень» в трудные годы был для нас единственной возможностью услышать то, что мы пишем, — Союзы композиторов СССР и России практически закрывали перед нами все двери, — вспоминал Э. Денисов. — В этом отношении Московский союз всегда был более прогрессивен (особенно при Б. Терентьеве)».В результате смены политических ориентации в стране, особенно в постсоветский период, композиторам и музыковедам, исполнителям и фольклористам явно недоставало творческого общения. «Московская осень» в какой-то степени компенсировала этот вакуум. Более чем за два десятилетия «Московская осень» стала зеркалом текущих явлений музыкального искусства, а в силу этого важной частью общих процессов отечественной культуры. В рамках фестиваля прошли премьеры таких этапных для истории русской музыки сочинений, как «Музыкальное приношение» и «Стихира» Щедрина, «Час души» Губайдулиной и «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке, «Восемь духовных песнопений» Каретникова, 3-я («Севастопольская») симфония Б. Чайковского, «Романсеро о любви и смерти» Н. Сидельникова, камерные оперы «Пир во время чумы» и «Граф Нулин» А. Николаева. Прозвучали симфония и серия инструментальных концертов Э. Денисова, 6-я («Литургическая») симфония Эшпая. Фестивальные афиши нередко включали запоздалые, едва ли ни первые исполнения таких образцов отечественной классики первой половины XX века, как, например, оперы «Маддалена» Прокофьева и «Герой» Мосолова, 13-я и 26-я симфонии Мясковского, скрипичные концерты А. Чугаева и Н. Рославца, которые становились вровень с центральными событиями «Осени».
У своих истоков форум возник как художественная выставка-показ созданного композиторами-москвичами за год. Изначально фестиваль имел свою музыкальную «заставку» — «Торжественную увертюру» Шостаковича. В фестивальную неделю (сроки смотра постоянно увеличивались) звучали программы на любой вкус, чаще всего в Большом зале консерватории. Привлекались лучшие исполнительские силы — оркестры Г. Рождественского и В. Федосеева, солисты О. Каган, Н. Гутман, Г. Кремер, Т. Грин-денко и другие. Демонстрировались сочинения композиторов разных поколений и направлений — от академических до принадлежащих маскультуре. Устоявшиеся жанровые «номинанты» пополнялись новыми — концертами духовной и детской музыки, вечерами хореографических миниатюр и одноактных опер, электронной музыкой. Однако кризис, в котором пребывала страна, естественно обнажал и глубину негативных явлений в культуре. Все сложнее разрешалось финансовое обеспечение, в том числе, разумеется, и музыкальных форумов. С годами «Московская осень» (как и «Ленинградская весна») вынуждена была отказаться от многих привилегий, но сохраняла главное: оставалась точкой опоры для выживания творческих сил.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *