Сложен и труден путь художника

Для венгерской музыки XX столетия Барток остается самым крупным явлением, продолжающим указывать пути творческих исканий. Дело, конечно, не в подражании языку и стилю его произведений, а в усвоении главных творческих традиций, его отношения к народной музыке, его чуткости к запросам жизни.Творчество Бартока неизменно является предметом изучения и жарких творческих дискуссий, в которых возникают новые эстетические концепции. Два имени — Бартока и Кодаи — произносятся в Венгрии, как имена классиков национального искусства, завоевавших право на это и по уровню художественных достижений, и по значительности эстетических концепций
Для того чтобы верно оценить значение Бартока для современной венгерской музыки, необходимо напомнить о его постоянной связи с прогрессивными общественными течениями, вспомнить и о годах юности композитора, когда формировалось его творческое мировоззрение. Уже тогда он находился под сильным влиянием национально-освободительных идей, которыми жила передовая венгерская интеллигенция. Не случайно, что впоследствии укрепились творческие связи композитора с такими представителями венгерского искусства, как поэт Эндре Ади,— он носил в своем сердце любовь к народу, которая всегда оставалась для него путеводным компасом во всей его композиторской и общественной деятельности.
Сложен и труден был путь передовых художников, стремившихся продолжить и развить прогрессивные традиции родной культуры. В XIX столетии они нашли ярчайшее проявление в творчестве великого поэта Шандора Петефи, полностью сохранившего свою взрывчатую силу и для нового времени. В нем продолжал звучать пламенный голос поэта, призывавшего народ на борьбу с угнетателями — «своими» и иноземными Консерваторы пытались представить наследие Петефи в ложном свете, вытравить революционный дух из его поэзии, сделать ее безопасной для господствующих классов
Если это делалось по отношению к величайшему венгерскому поэту, чье имя вписано золотыми буквами в историю мировой культуры, то можно представить себе, с какой ненавистью встречалось все новое, несущее в себе идеи борьбы и протеста, пусть даже выраженные в символической форме Передовому искусству приходилось пробивать путь сквозь преграды, сквозь дебри упадочных течений, лишавших творчество действенности и активности. Ведь даже в стихах такого замечательного поэта, как Эндре Ади, проявлялись настроения пессимизма и субъективизм. Не избежал этого и Бела Белаж, в начале своей деятельности отдавший дань модернизму и символизму, сказавшиеся в либретто, написанных им для Бартока. Буржуазная критика всячески стремилась преувеличить значение таких уклонов от прямого пути. Однако в творчестве крупнейших мастеров венгерского искусства они являлись преходящими и отступали, в конце концов, перед главными идеями, воодушевлявшими их творчество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *