Интонационные истоки музыки «Микрокосмоса»

Политональность отдельных пьес «Микрокосмоса» возникает из сочетания двух чисто диатонических мелодий. Таковы «Скрещенные руки» (№ 99) ; мелодии построены на различных пентахордах: си— до — ре— ми-бемоль — фа— в правой руке и фа-диез — соль-диез— ля — си — до — в левой. В «Мелодии на двойных струнах» (№ 70) сочетаются фа-диез мажор и ре минор, в «Двух мажорны» пентахордах» (№ 86) — фа-диез мажор и до мажор, снова образующие тритоновое соотношение. На эффекте сочетания белых и черных клавиш фортепиано основано и изящное скерцино «Что рассказывает муха» (№ 142).Много пьес написано в чисто диатонических ладах, изобретательно используемых композитором. Можно назвать, например, «В трансильванском стиле» (№53), выдержанную в строгом дорийском ладу. Оригинальна по своим архаическим элементам пьеса «Квинтаккорды» (№ 120), выделяющаяся твердостью ритмической поступи и почти графической четкостью аккордового голосоведения.
Барток уделяет большое внимание технике звуко-извлечения, дает учащемуся много разнообразных заданий. Иногда такие пьесы имеют чисто инструктивное значение, но некоторые из них обладают им выходя за рамки этюда, предназначенного для овладения тем или иным приемом. Такой по-настоящему увлекательной и остроумной страницей «Микрокосмоса» является «Стаккато» (№ 124)—небольшое скерцо, лаконичное, требующее от исполнителя владения широкой гаммой динамических оттенков.
Интонационные истоки музыки «Микрокосмоса» широки: в поле зрения Бартака находятся венгерская, словацкая и другие национальные культуры. Наряду с такой пьесой: «Волыночная музыка» (№ 138)—великолепная зарисовка, сделанная с натуры где-нибудь в трансильванском селе, здесь можно найти и экскурсы в более отдаленные страны. Есть у Бартока пьеса под названием «Русское» (№ 90), где явственно слышны интонации русских песен, правда гармонизованных мало свойственными им средствами. Верно передан характерный интонационный колорит, создаваемый звучаниями увеличенных секунд в пьесе «Восточное» (№ 58). Интересен «Остров Бали» (№ 109) с его мелодическим росчерком двух малых секунд, окаймляющих чистую кварту (квартам посвящен и отдельный номер— № 131). Но особенно выделяются пьесы, написанные в болгарских ритмах, уже встречавшихся нам во многих произведениях Бартока. Такие пьесы есть в четвертой и шестой тетрадях. Более того — шесть болгарских танцев, завершающих последнюю тетрадь, являются виртуозной кульминацией всего «Микрокосмоса».
Не следует искать в них черты подлинной фольклорности, Барток воспользовался лишь типичными метро-ритмами болгарской танцевальной музыки, насытив их новым содержанием. Однако именно ритм является душой этих произведений, захватывающи» слушателя своей темпераментностью и оригинальностью склада, необычного для западноевропейской музыки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *