Средняя (медленная) лирическая часть симфонии очень сдержанно, без надрыва, но глубоко впечатляюще передает чувство великой скорби. Достигается это повторением (каждый раз в новом оркестровом изложении) основной, трагически окрашенной темы.А в крайних частях идет энергичное столкновение и борьба скорбно-лирических образов с героически-действенными, побеждающими. Построенные в сонатной форме первая часть и финал начинаются вступлениями с фанфарным звучанием меди. В первой части, которая в целом носит характер героической баллады, эти возгласы медных, вторгаясь эпизодически в музыкальную ткань, подхлестывают ее развитие, подталкивают тяжело продвигающуюся в басах суровую главную партию, нагнетают напряжение. Возникающая тут же широкая героическая тема (вторая тема побочной партии) придает музыке волевой, действенный характер, усиливает динамику. Эта героическая тема очень быстро превращается в стержневой образ всей симфонии, способствуя объединению контрастного тематического материала и окрашивая музыку в героические тона. Особенно это заметно в финале, где после ряда кульминаций (под воздействием стержневой темы) в музыке симфонии побеждают образы мужества и силы, дающие возможность перейти в конце к спокойной мажорной звучности и просветлению. Так, излив скорбь у дорогих могил, люди, преодолевая щемящую боль, возвращаются к жизни.
24-я симфония—одно из драматичнейших созданий Мясковского. Но трагедийным образам, как уже говорилось, художник сумел придать черты той строгой сдержанности, которая вообще отличает его музыку. Оркестровая палитра симфонии очень богата и разнообразна. С поразительным полифоническим мастерством, переплетая свободно льющиеся широкие мелодии, композитор создал, может быть, местами и несколько густую, но бесконечно прекрасную и волнующую музыкальную ткань.
Героиня повести «Бабушка» чешской писательницы-патриотки Вожены Немцовой, старая крестьянка Мадлена Новотна, сумевшая сохранить душевную теплоту я безграничную любовь к Родине, несмотря на горе и трудную жизнь, произносит однажды такие слова: «Каждый несет свой крест, но не каждый падает под его тяжестью». Слова эти невольно вспоминаются, когда слушаешь полную драматизма и героического пафоса музыку Мясковского, а воображение рисует облик бесконечно доброго, отзывчивого человека, способного страдать и сострадать, но достаточно сильного, чтоб «не упасть» под тяжестью горькой ноши.
Годы войны подорвали здоровье Мясковского, и когда начало спадать напряжение, война перешла в заключительную фазу и вскоре можно было ожидать ее завершения, Николай Яковлевич стал чувствовать серьезные недомогания. Не будучи в состоянии сочинять что-то новое, он начал пересматривать и усовершенствовать сделанное. То было первое обстоятельное «перетряхивание» архива.